Горский Александр Константинович (18[30].12.1886—24.08.1943), философ, поэт, публицист, последователь Н.Ф. Федорова. В 1897—1906 Горский учился в Стародубском духовном училище и в Черниговской семинарии, затем в Московской духовной академии, по окончании курса которой (1910) был оставлен для подготовки к профессорскому званию, однако церковно-богословская карьера не привлекла его. В 1912 познакомился с учением Федорова. Вместе с И. П. Брихничевым и В. Н. Миронович-Кузнецовой составил сборник «Вселенское дело», посвященный 10-летию со дня смерти Федорова (Одесса, 1914), где была помещена его ст. «Тяга земная», в которой говорилось о философских и жизненных контактах Федорова и В. С. Соловьева. В 1913 Горский опубликовал в Москве свой опыт поэтической интерпретации федоровской концепции — сборник стихов «Глубоким утром (Песнопения)». В 1918 он знакомится с Сетницким, в творческом содружестве с которым на протяжении многих лет пропагандировал идеи Федорова, написал книгу «Смертобожничество» (1926). После того как Сетницкий уехал в 20-х в Харбин, Горский пересылает туда свои работы, где они и выходят в свет небольшими тиражами. В 1929 Горский был арестован и 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал ссылку в Калуге, а в 1943 был арестован вторично. Скончался в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В ряде своих работ, в частности, в 3-м выпуске «Организации мировоздействия» (Харбин, 1928 // Русский космизм. M., 1993), Горский обсуждает, наряду с другими, такую центральную проблему учения Федорова, как регуляция природы, организация интеллектуальных и физических сил для целенаправленного воздействия на косную материю, для преображения мира. Для этого необходимо, считает он, собирание разрозненных научных умов во «всемирный ум», «мозг земного шара». Наука, по Горскому, не организована вдвойне: как сумма понятий и методов, с помощью которых человек стремится познать мир и управлять им, и как род деятельности, направленной на добывание и обработку этих понятий и методов. Если организация науки во втором смысле может быть достигнута средствами самой науки, то координация множества идей и методов, т. е. организация науки в первом смысле, требует сверхнаучного организационного принципа, а именно, принципа художественного. Подлинно научная организация труда, пишет Горский, немыслима без одновременно «художественной организации науки и религиозной организации искусства». Ныне наука стала насквозь антропологичной. Человек — мера всех вещей, и это должно восприниматься нами не как «возглас пессимизма и скепсиса», а как «бодрый принцип ориентировочной деятельности» — человек собирается измерить собой все в мире вещей. Современная наука, полагает Горский, доросла до необходимости иметь центр, но централизованная организация не в состоянии ни сформироваться, ни удержаться, если не будет поставлена «священная цель воскрешения».
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru
- Войдите, чтобы оставлять комментарии