Перейти к основному содержанию
А (98) Б (122) В (63) Г (97) Д (56) Е (23) Ж (12) З (41) И (34) К (196) Л (97) М (118) Н (32) О (26) П (94) Р (79) С (141) Т (56) У (16) Ф (23) Х (13) Ц (9) Ч (22) Ш (35) Щ (3) Э (6) Ю (6) Я (18)

Христианская церковь приписывает таинству священства особый смысл. Оно совершается при посвящении в духовный сан. По утверждению служителей культа, во время этого обряда совершающий его епископ передает чудесным образом посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Как и другие христианские таинства, священство своими корнями уходит в древние языческие культы. Это особенно отчетливо видно при совершении одного из важных ритуалов посвящения - рукоположения. Обряд возложения рук имеет огромную историю. Он существовал во всех древних религиях, так как в далеком прошлом люди наделяли руку колдовской силой, верили, что, воздевая руки, человек может влиять на силы небесные. То же самое можно сказать и о заклинаниях, произносимых над посвящаемым. В древности наши далекие предки приписывали магическую силу и слову. Именно от тех далеких дней и восходит к нашему времени обычай произносить заклинания во время таинства священства.

Христианская церковь ввела это таинство не сразу. Оно нашло свое место в христианском культе в процессе становления церкви, укрепления роли духовенства - особого сословия, которое посвятило себя служению церкви. Первоначально епископы, т. е. надзиратели, в раннехристианских общинах не имели никаких прав по руководству общинами. Они надзирали за имуществом, следили за порядком во время богослужений, поддерживали связь с местными властями. Только позднее, по мере укрепления церкви, ее организации, они начинают занимать главенствующее место в общинах. Духовенство обособляется от мирян.

По утверждению христианских богословов, церковь располагает „обилием благодати", необходимой для „освящения верующих, для возведения человека к духовному совершенству и теснейшему единению его с богом". Для того чтобы „разумно употреблять эти богодарованные средства" на общее благо церкви, установлен особый вид деятельности - „служение", называемое пастырским или священством. Пастырство доверяется не всем верующим, а лишь некоторым из них, „которые в таинстве священства призываются к этому высокому и ответственному служению самим богом и получают для его прохождения, особую благодать". Так обосновывают служители христианской церкви необходимость таинства священства.

По христианскому учению, существует три степени священства: степени епископов, пресвитера, или священника, и диакона. Высшая степень священства — это степень епископа. Церковь рассматривает епископов как преемников апостолов, именует их „носителями высшей благодати священства". От епископов „все степени священства получают и преемство и значение".

Составляющие вторую степень священства пресвитеры „заимствуют свои благодатные полномочия от епископа". Они не наделены властью рукоположения в священный сан.

В обязанность диаконов, составляющих низшую ступень церковной иерархии, входит помощь епископам и пресвитерам „в служении слова, в священнодействиях, особенно в таинствах, в управлении и вообще в делах церковных".

Придавая большое значение священству, церковь позаботилась о том, чтобы превратить это таинство в торжественный акт, производящий большое эмоциональное воздействие. В церкви царит праздничная обстановка. Рукоположение в епископы совершается перед началом литургии. Посвящаемый дает клятву соблюдать правила церковных соборов, идти путем апостолов Христа, повиноваться верховной власти, беззаветно служить церкви. Он становится на колени, положив руку и голову на престол. Присутствующие епископы возлагают ему на голову свои руки. Затем следуют молитвы, после чего посвящаемый облачается в епископские одежды.

Весь этот церемониал должен убедить верующих в том, что священнослужители - особенные люди, которые после посвящения становятся посредниками между богом и всеми членами церкви. Именно в этом главный смысл таинства священства.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 254-255.

 

Алабовский Михаил Петрович

Алабовский, о. Михаил Петрович, свмч., протоиерей (9.01.1874—8[21].12.1937), председатель Киевского отдела Союза Русского Народа (СРН), член Совета Монархических Съездов.

Родился в с. Саюкино Тамбовского у. в многодетной и бедной семье псаломщика (впоследствии дьякона) П. В. Алабовского. Учился в Тамбовском Духовном училище в 1883—87, затем в 1887—93 на казенном содержании под опекой Совета Попечительства о бедных воспитанниках в Тамбовской Духовной семинарии. В 1893—97 на средства Попечительства учился в Киевской Духовной академии. В 1893 было основано Киевское общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, переименованное затем в Киевское религиозно-просветительское общество (КРПО), вобравшее в свои ряды весь цвет киевского духовенства, членом общества стал и молодой воспитанник академии М. Алабовский (впоследствии он был избран членом Совета КРПО)...

Архимандрит Андрей

Архимандрит (позже епископ) Андрей (князь Ухтомский, 26.12.1872 - 4.9.1937) - родился в с. Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Окончив 5 классов гимназии, поступил (1887) в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого был принят в Московскую духовную академию (1891). Определен учителем русского языка в 1-й класс Казанского духовного училища (9.11.1895). По­стрижен в монахи (2.12.1895), рукоположен в иеромонаха (6.12.1895).

Андрей (Ухтомский) (РИЭ, 2015)

Андрей (Ухтомский) (26.12.1872, д. Вослома, Рыбинский уезда Ярославской губ. — 04.09.1937, Ярославль) — епископ Уфимский и Мензелинский РПЦ, старообрядческий архиепископ, основатель иерархии раскольников-«андреевцев». В миру князь Александр Алексеевич Ухтомский. После встречи с Иоанном Кронштадтским принял решение стать священником. В 1895 году по окончании Московской Духовной Академии стал преподавателем Казанского духовного училища. В том же году пострижен в монахи, рукоположен в иеромонаха.

Флоренский Павел Александрович (см. Андроник-Трубачев)

Флоренский Павел Александрович (10(22).01.1882, Евлах Елисаветпольской губ. (ныне Азербайджан) - 8,12.1937, Ленинград) - религиозный мыслитель, ученый. Детство Ф. провел в Тифлисе и Батуме, где его отец, инженер путей сообщения, строил военную Батумо-Ахалцыхскую дорогу. Учился во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с Д. Д. Бурлюком, А, В. Ельчаниновым, Эрном, Л. Б. Розенфельдом (Каменевым). Летом 1899 года Флоренский пережил духовный кризис, когда он осознал ограниченность естественнонаучного знания, результатом чего было возникновение интереса к религии.

Фроленский Павел Александрович (см. Гицанов, 1998)

Флоренский Павел Александрович (1882- 1937) - русский философ, ученый-энциклопедист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1900-1904). Параллельно с занятиями математикой и физикой изучал философию на историко-филологическом факультете. В 1904 поступил в Московскую Духовную академию, где в 1908 утвержден в должности и. о. доцента по кафедре истории философии (преподавал здесь по 1919).

Флоренский Павел Александрович (см. Орлов, 2012)

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) - российский деятель культуры, ученый, религиозный философ, богослов. С 1912 г. — преподаватель, в 1914—1917 гг. — профессор Московской духовной академии. В 1911 г. принял священство. В 1912 г. был назначен редактором официального печатного органа академии — журнала «Богословский вестник», что свидетельствовало о признании его авторитета как одного из ведущих философов.

Флоренский Павел Александрович (автор Зеньковский)

Флоренский Павел Александрович (9[21].01.1882—8.12.1937), философ, ученый-энциклопедист. Рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии (в Тифлисе) поступил на математическое отделение Московского университета. В студенческие годы Флоренский, не бросая математики (проблемами которой он занимался до конца дней, — он примыкал к русской школе «аритмологии», к учению о «прерывных функциях»), обратился к философии и к богословию.