Перейти к основному содержанию
А (98) Б (122) В (63) Г (97) Д (56) Е (23) Ж (12) З (41) И (34) К (196) Л (97) М (118) Н (32) О (26) П (94) Р (79) С (141) Т (56) У (16) Ф (23) Х (13) Ц (9) Ч (22) Ш (35) Щ (3) Э (6) Ю (6) Я (18)

Новоселов Михаил Александрович (1(13).07.1864 - 17.01.1938) - религиозный мыслитель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы Новоселов становится ревностным последователем и любимым учеником Толстого, под влиянием которого начинает преподавать в сельской школе; в 1888 году создает одну из первых толстовских земледельческих общин, просуществовавшую около 2 лет. К 1892 году Новоселов окончательно обращается к православию, позже выступает против Толстого в книге «Забытый путь опытного богопознания» (Вышний Волочек, 1902) и «За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьев?» (М., 1913), а также в «Открытом письме графу Л. Н. Толстому но поводу его ответа на постановление Святейшего Синода» (1902). «Служить же вы хотите не Ему и не тому Отцу Его (Господу), Которого знает и признает вселенское христианство, начиная от православного и католика и кончая лютеранином, штундистом и пашковцем, а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего» (С. 6).

Новоселов сблизился с Иоанном Кронштадтским и со старцами Оптиной пустыни. Участвуя в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 годов в Петербурге, он выступал со строго церковных позиций. Особой заслугой Новоселова является издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902- 1917), ставившей своей целью церковное просвещение русского общества, прежде всего молодежи. Постепенно вокруг Новоселова сложился круг лиц, получивший название «Кружок ищущих христианского просвещения». Члены кружка стремились создать духовную школу аскетической направленности на основе заветов отцов церкви и оказались как бы в оппозиции к синодальной власти как силе бюрократической, враждебной духу живой церковной соборности. Это противостояние было связано также с тем, что Новоселов активно защищал имяславие, издавал сочинения его сторонников (Антония (Булатовича), Флоренского, Эрна). Способ решения Синодом спора об Имени Божием он называл «папизмом» (Новоселов М. Нанизм в Православной церкви. М., 1913); а в «имяборчестве» видел существенное отступление от православия, считая революцию и то, что за ней последовало, карой за отказ от достойного почитания имени Божия хулу на него, за отступление от веры Христовой. После революции возглавляемый Новоселовым кружок стал инициатором создания богословских курсов, располагавшихся в апреле - июне 1918 г. у него на квартире. Новоселов вел курс «Святые Отцы, их жизнь и писания». С 1922 по 1927 годы Новоселов написал «Письма к друзьям» (сохранилось 20 писем). Они не имели конкретного адресата и предназначались единомышленникам. В письмах он выступал против «живоцерковников», которых называл «церковными большевиками». Новоселов отрицал необходимость общеобязательного внешнего авторитета в делах веры и совести: «Непогрешим не отдельный человек (папа) и даже не Собор (который может быть отвергнут Церковью). Непогрешима сама Церковь в ее соборности - союзе взаимной любви, на которой основано познание Христовых Истин. И для Церкви важны не Соборы сами по себе, но соборность как тождественность выражаемых на них свидетельств с верою всего тела Церкви». По Новоселову, огромную роль в богопознании играют таинства. Они представляют собой онтологическую и гносеологическую основу просветительной силы познания истины, для достижения которой прежде всего необходимо единомыслие с евангельскими и святоотеческими текстами. В 1923 году Новоселов был арестован, в 1928 году последовал еще один его арест, а спустя 10 лет казнен. В 2000 году был причислен к лику святых.

С. М. Половинкин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 426.

Сочинения:

Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. Спб., 1904; В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). 2-е изд. Сергиев Посад, 1911; Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912; Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому. Публ. Е. С. Полищука // Минувшее. М.; Спб., 1994; Письма к друзьям / Публ. Е. С. Полищука. М., 1994; Переписка священника Павла Александровича Флоренского и Михаила Александровича Новоселова. Томск, 1998.

Литература:

Н. М. С. Чествование М. А. Новоселова // Московские ведомости. 1912. 9(12) ноября; Письмо В. А. Кожевникова к В. В. Розанову от 10 ноября 1915 г. // Вопросы философии. 1991. № 6; Булгаков С. Н. У стен Херсониса. Спб., 1993.

Рубрика