Сетницкий Николай Александрович (12(24). 12.1888, Ольгополь Волынской губ. - 4.12.1937) — философ и экономист, представитель русского космизма. Во время учебы на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета находился под влиянием идей Петражицкого. С 1918 года философское творчество Сетницкого, считавшего себя последователем и продолжателем «Философии общего дела» Федорова, развивалось в русле традиций русский космизма. В 1923-1925 годы в Москве совместно с Гэре к ни и В. Н. Муравьевым Сетницкий занимается вопросами научной организации труда (НОТ), рассматривая человеческий груд как мироустроительную деятельность, противостоящую энтропии, выдвигая в качестве конечной цели организованной, коллективной работы регуляцию природы, планетарно-космическое преобразование. В незавершенной кн. «Эксплуатация или Регуляция?», писавшейся на протяжении 20 - начале 30-х годов, противопоставляет 2 типа мироотношения и мироустройства. Первый, основанный на принципе эксплуатации, когда «один член взаимодействующего целого признается самоцелью, а другой — только средством и всегда средством», лежит в основе не только капиталистического общественного уклада, но и всего наличного послегрехопадного порядка природы с его принципом вытеснения и борьбы особей. Прообраз второго, идеального типа мироустройства дан в неслиянно-нераздельном единстве ипостасей Пресвятой Троицы, а в христианском богословии назван соборностью. Здесь уже не взаимная рознь, вытеснение и борьба, не паразитирование и хищничество, а согласное, одухотворенное, питаемое любовью единство частей целого. Путь ко всеединому, соборному бытию пролегает через замену «паразитарно-хищнической утилизации и эксплуатации» сознательно-творческой регуляцией всех процессов, протекающих в природе и космосе. Регуляция являет собой новый - божеский - тип хозяйствования, задача которого не эгоистическое поддержание собственной жизни или жизни социума, а «обладание землей», в смысле первой заповеди, данной Творцом человеку, разумно-любовное устроение мира по законам красоты и гармонии. Проблемы активного, миропреображающего христианства поднимаются в совместной работе Сетницкого и Горского «Смертобожничество» (Харбин, 1926). Авторы показывают, как в истории христианского вероучения раскрывалась идея о творческом назначении человека в мире, представление о нем как о со-работнике своего Творца, призванном деятельно участвовать в борьбе с главным и «последним врагом» - смертью. Христианство - религия, последовательно выступающая против всех форм смертобожничества, обожествления смерти, признания ее неизбежной и неодолимой для человека. В статье Сетницкого по имяславию развивается представление о действенной сущности имени (имя как «единство слова и дела»). Постижение Имени Божия, которое есть «совершенное и исполненное соединение слова и дела», по Сетницкому, есть обожение, преображение человеческого естества в совершенный бессмертный организм, способный к безграничному творчеству. В 1925-1935 годы Сетницкий жил в Харбине, работал в Экономическом бюро КВЖД, преподавал на юридическом факультете. В 1935 году вернулся в Москву, был арестован и расстрелян.
В книге «О конечном идеале» (1932), написанной как опыт «оправдания истории», он противопоставляет позиции «эсхатологического катастрофизма», идее краха и неудачи истории концепцию «эсхатологии спасения». Полемизируя с соч. Новгородцева «Об общественном идеале», строит собственную теорию идеала: идеал как «крайнее, последнее и величайшее задание, к которому стремится человечество», как проект, требующий своего воплощения в реальности; вводит понятия «дробных идеалов» (они несут в себе лишь частичную правду, несовершенны как по целям, так и по средствам) и «целостного идеала», предполагающего «полноту счастья и всеобщность спасения». Дает оригинальное истолкование Откровения Иоанна Богослова, которое, как произведение свыше вдохновенного, религиозно-художественного творчества, в образно-символической форме несет в себе представление о высшем, божественном благе, о конечной цели и путях ее достижения. Эта конечная и высшая цель дана в образе Иерусалима Небесного, «нового неба и новой земли» (21 гл. «Откровения»), олицетворяющего преображенную, обоженную Вселенную. Путь к ней пролегает через «победу над стихией, над природной беспорядочностью хаоса», воплощенной в образе «зверя из бездны», через преодоление смерти, всеобщее воскрешение, одухотворение мира. В эстетике Сетницкого развивается представление о проективно-символической сущности искусства, о художественной деятельности как идеалотворчестве. Перспективы развития искусства Сетницкий полагает на путях перехода от «эстетики трагического синтеза» (борьба одинокого героя с роком, ницшеанский порыв «всем как одно целое идти навстречу предстоящей гибели с трагическим умонастроением») к «литургическому искусству», включенному в богочеловеческое домостроительство.
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 559-560.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии