Горский Александр Константинович (Маслин, 2014)

Горский Александр Константинович (18(30). 12. 1886, Стародуб Черниговской губ. - 24.08,1943, Тула) - философ, поэт, представитель русского космизма. В период учебы в Московской духовной академии (1906-1910) испытал сильное влияние В. С. Соловьева и Федорова, восприняв, а впоследствии и по-новому развив идеи христианского эволюционизма, богочеловечества, оправдания истории, обращения догмата в заповедь. В статьях 1910-х годов стремился расширить символистскую теорию творчества, формулируя тезис: от созерцания «высшей реальности» к преображению жизни по законам этой реальности. По убеждению Горского, символизм «не может и не должен довольствоваться единомыслием и единочувствием, но хочет и требует единодействия». С 1922 года жил в Москве, сотрудничал с Сетницким и В. Н. Муравьевым, принимал активное участие в религиозно-философской жизни Москвы и Петрограда, в имяславческих спорах начала 20-х годов, выдвигая тезис «от имяславия к имядействию». Вместе с Сетницким написал богословский трактат «Смертобожничество» (Харбин, 1926), в котором рассматривал историю христианства в перспективе вызревания в нем идеи человеческой активности в деле спасения, в свете борьбы воскресительной, преображающей веры Христовой со всеми формами обожествления смерти. Автор работ об учении Федорова, его духовном диалоге и споре с Толстым, влиянии на творчество Достоевского. В 1929 году Горский был репрессирован. После освобождения в 1937 г. жил в Калуге. Не имея возможности печататься, излагал свои воззрения в форме философских писем, адресованных дочери его друга и соавтора Сетницкого - О. Н. Сетницкой и ее подруге Е. А. Крашенинниковой. В 1943 году повторно арестован и через несколько месяцев скончался. Представление о творчестве совершенной жизни как о высшей задаче искусства - основа эстетики Горского. Искусство в синтезе с наукой, ориентированной на «космически-преобразовательные цели», и религией, дающей ему конечную цель, - одно из орудий «организации мировоздействия». Причем мировоздействие состоит не только в пересоздании внешней природы, не только в регуляции ее стихийных, разрушительных сил, но и в трансформации человеческого организма, достижении им преображенного, бессмертного статуса. О путях этой трансформации Горский размышляет в своей главной работе «Огромный очерк» (1-я ч, - 1924 г., 2-я, несохранившаяся - 1939 -1942 гг.), оригинальным образом развивающей учение Платана о космогонической силе эроса, концепцию «положительного целомудрия» Федорова и идеи «Смысла любви» В. С. Соловьева. Горский говорит о необходимости регуляции эротической энергии, внесения сознания в бессознательно, хаотически бурлящую стихию пола. В своих рассуждениях он опирается на опыт христианских подвижников, смело расширяя его границы. Саморегуляция, труд внимания, трезвения, душевной и духовной концентрации, составляющие основу «умного делания», должны, по убеждению Горского, не отсекать эротические центры, а напротив, - озарить их светом, стяжаемым в молитве, устремить мощные силы эроса на созидательные, воскресительные, «телопостроительные» цели. Метаморфоза эротической энергии - один из главных этапов на пути обретения человеком целостной, совершенной природы, «нового тела», в котором не останется ничего бессознательного, слепого, но все будет одухотворено, подвластно разуму и нравственному чувству. Она же - необходимое условие перехода искусства от стадии предварения и пророчества к полноте жизнетворчества, Приобретя качество полноорганности (термин Федорова), управляя всеми силами и энергиями своего существа, человек и человечество смогут реально, а не символически умножать жизнь, воспроизводить ее «иными путями, нежели пули бессознательной животности». Видя смысл истории человечества во всеобъемлющей победе над смертью, Горский выстраивал образ имморталистической культуры будущего, для которой высшей ценностью является преображенная, бессмертная жизнь, противопоставляя эту культуру смертопоклоннической культуре секулярной цивилизации, где мещанский идеал сытости и комфорта затмевает чаяние «нового неба и новой земли», где торжествует эстетическое, a не религиозное отношение к бытию. Выдвигал понятие центрообраза, организующего творческую деятельность человека (в античности - Аполлон и Дионис, в христианскую эру - Христос). Синтезу искусств в музыкальной трагедии противопоставлял литургический синтез искусств.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 137-138.

Сочинения: Перед лицом смерти (Л. Н. Толстой и Н. Ф. Федоров). Харбин, 1928 (псевд. А. К. Горностаев); Рай на земле. К идеологии творчества Ф, М. Достоевского. Ф, М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Харбин, 1929 (псевд. А. К. Горностаев); Н. Ф. Федоров и современность. Харбин, 1928-1933. Вып. 1-4; А. К. Горский, Н. А. Сетницкий. Соч. М., 1995.

Литература: Семенова С. Г, Преобразовательная эротика А. К. Горского // Она же. Тайны Царствия Небесного. М., 1994; Гачева А. Г. Предисловие к публикации «Огромного очерка» // Путь. 1993. № 4; Она же. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996. Вып. 2; Она же. Религиозно-философская ветвь русского космизма (1920-1930-е годы) // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003; Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Work und Wirkung, Mimehen, 1989; Макаров В. Г. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8.

Рубрика: