Архимандрит (позже епископ) Андрей (князь Ухтомский, 26.12.1872 - 4.9.1937) - родился в с. Вослома Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Окончив 5 классов гимназии, поступил (1887) в Нижегородский имени гр. Аракчеева кадетский корпус, по окончании которого был принят в Московскую духовную академию (1891). Определен учителем русского языка в 1-й класс Казанского духовного училища (9.11.1895). Пострижен в монахи (2.12.1895), рукоположен в иеромонаха (6.12.1895). Инспектор Александровской миссионерской семинарии (1897), наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита (1899). Хиротонисан (4.10.1907) во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии (был первым Казанским викарием по делам миссионерства). С 25.6.1911 - епископ Сухумский, а с 22.12.1913 - епископ Уфимский и Мензелинский. Духовником епископа Андрея был Владыка Антоний (Храповицкий). Играл видную роль в "революционном Синоде". Участвовал в созванном в Омске (1918) Сибирском Поместном Соборе, где был избран в созданное на Соборе Временное Высшее Церковное Управление, руководил духовенством III армии адмирала А.В. Колчака. Арестован большевиками в Новониколаевске (февраль 1920), но через десять месяцев выпущен, после особого заявления, в котором Владыка "раскаивался в прежних нападках на советскую власть за ее декрет об отделении Церкви от государства"; направлен в Уфу "под надзор верующих".
В программе созданного там Уфимского братства, в частности, говорилось: "... Чрез церковное единение славянства идти к единению Вселенской Церкви и будущему VIII Вселенскому Собору". В 1921 г. назначен епископом Томским, но к месту служения не поехал. Арестован в феврале 1922 г. "за произнесение проповеди, в которой призывал крестьян организовываться в крестьянские союзы"; этапирован в Москву на Лубянку, где был выпущен на свободу для лечения (!). В том же году Московский ревтрибунал постановил прекратить дело Владыки "за недостатком улик". В 1922-1928 гг. явно и тайно поставил* ряд архиереев. В 1923 г. сослан в Среднюю Азию (Ташкент, Педжент, Ашхабад). 28.8.1925 г. в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая епископ Андрей принял миропомазание от старообрядцев, перейдя таким образом в раскол, за что Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, запрещен в священнослужении (13/26.4.1926). Осенью 1927 г. арестован в Москве и выслан в Казахстан, в Кзыл-Орду. Вновь арестован (4.10.1928) и препровожден в Ярославль, где в местном изоляторе отсидел в одиночной камере три года (до 7.10.1931). После освобождения уехал в Москву, где находился в молитвенном общении со старообрядцами. Новый арест и новая ссылка, на этот раз в Алма-Ату (с 1.4,1932). Характерно, что в письмах этого периода Владыка Андрей рекомендовал своим ученикам посещать собрания евангелистов, когда там читалось и толковалось Священное Писание. Это, по его мнению, должно было способствовать укреплению веры, а также помочь осознать непреходящее значение Библии. 19.9.1932 г. епископ Андрей получил Святые Дары и Миро от старообрядческого архиепископа Московского и всея Руси Мелетия. В письме, написанном 23.5.1933 г. предсовнаркому В. Молотову, он призывал главу правительства дать возможность собрать Собор, целью которого будет "нравственное оправдание социализма". Сведения о дальнейшей судьбе Владыки противоречивы. По одним данным, он после возвращения в Москву из среднеазиатской ссылки некоторое время жил там в старообрядческой архиепископии, а затем был выслан в Архангельскую область, где и завершил свой жизненный путь в 1944 г. По другим, более достоверным, данным, в 1934 г. он был приговорен к трем годам тюремного заключения, которое отбыл в Ярославской тюрьме. Там же вновь приговорен (27.3.1937) к лишению свободы, а 4.9.1937 расстрелян.
Примечания из книги митрополита Нестора Моя Камчатка.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии