Перейти к основному содержанию
А (98) Б (122) В (63) Г (97) Д (56) Е (23) Ж (12) З (41) И (34) К (196) Л (97) М (118) Н (32) О (26) П (94) Р (79) С (141) Т (56) У (16) Ф (23) Х (13) Ц (9) Ч (22) Ш (35) Щ (3) Э (6) Ю (6) Я (18)

Снесарев Андрей Евгеньевич (1(13). 12. 1865, Старая Калитва Воронежской губ. - 4.12.1937, Москва) - военный теоретик, философ, востоковед, геополитик, публицист. Выпускник физико-математического факультета Московского университета. Вместо академической карьеры выбирает армейскую службу: заканчивает Московское юнкерское пехотное училище (1892), затем Николаевскую академию Генерального штаба (1896). Проходит службу в Туркестанском военном округе. Ведет разведывательную и этнографическую работу в Индии. С 1904 года служит в Генштабе, где отвечает за работу разведки в Средней и Южной Азии. Участвует в международных конгрессах ориенталистов (1908, 1912). В Первой мировой войне проявляет себя как умелый командир, проходит боевой путь от начальника штаба полка до командира корпуса. В 1918 году переходит на службу в Красную Армию, командует обороной Царицына, затем - Белорусско-Литовской армией. С 1919 по 1921 годы - на должности начальника Академии Генерального штаба, первый ректор Института востоковедения. В 1928 году удостоен звания Героя труда за успешную научную и организационную деятельность. В 1930 году арестован по обвинению в создании контрреволюционной организации бывших царских офицеров, приговорен к смертной казни, которая из-за личного вмешательства Сталина была заменена 10 годами лагерей. Освобожден по состоянию здоровья в 1934 году, посмертно реабилитирован в 1958 году.

Главным предметом философских размышлений Снесарева была война: ее причины, сущность, движущие силы и нравственный смысл. В трактовке сущности и причин войны Снесарев был близок к позитивизму: с его точки зрения, философия войны есть «научно переработанное военное миросозерцание». По итогам подробного анализа взглядов на войну крупных философов и военных деятелей Снесарев признает войну крайне противоречивым явлением: с одной стороны, она прямо вытекает из биосоциальной природы человека и является вечным спутником истории, с другой, — она явно противоречит разумной (духовной) природе личности, нацеленной на достижение мира и гармонии. В анализе проблемы морального обоснования войны чувствуется влияние взглядов В. С. Соловьёва. Войну просто осудить с общенравственной точки зрения, но, разворачиваясь в конкретных условиях и угрожая многочисленными бедами, она становится предметом личного осмысления и последующего морального выбора каждого человека. В этическом плане вооруженную борьбу оправдывает и необходимость бороться за спасение Родины, и готовность воинов бескорыстно жертвовать собой ради жизни своих ближних. В ходе осмысления военной истории Снесарев приходит к мысли о необходимости постепенной гуманизации войны и запрещении ее самых страшных, бесчеловечных форм.

А. А. Скворцов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 578-579.

Сочинения: Этнографическая Индия. М., 1981; Афганистан. М., 2002; Философия войны. М., 2003; Введение в военную географию. М., 2006; Жизнь и труды Клаузевица. М., 2007; Письма с фронта. М., 2012. Невероятная Индия: Религии, касты, обычаи. М., 2012, и др.

Литература: Андрей Евгеньевич Снесарев (жизнь и научная деятельность). М., 1973; Будаков В. В. Честь имею: Геонолитик Снесарев: на полях войны и мира. Воронеж, 2011.

Tags
Рубрика