Ручьёв Борис Александрович (Павловский, 2005)

Ручьёв Борис Александрович (настоящая фамилия Кривощеков; псевдонимы: Б. В.; Б. Рез; Б.Руг.; К.Васильев; Обручев; С.Обручев) [2(15).6.1913, слобода Еткульская (под Челябинском); по др. данным в г.Троицке Оренбургской губ.— 24.10.1973, Магнитогорск] — поэт.

Происходил из интеллигентной семьи, отец был школьным учителем, известным фольклористом и этнографом. Ручьёв вырос в деревне. С детства писал стихи. Первые произведения опубликованы в газете «Красный Курган» (1928). После окончания школы приехал на строительство Магнитки. Работал бетонщиком, плотником. В Магнитогорске при редакции газете «Магнитогорский рабочий» существовали литературной группы «Буксир» и «На смену», а также литературный журнал «Штурм» и литературная газета Там начинали свой путь А.Авдеенко (автор романа «Я люблю» и автобиографической повести «Отлучение», где показаны негативные стороны общественно-литературной жизни 1930-х), поэты К.Мурзиди, Я.Вохменцев, К.Реут, В.Губарев, среди прозаиков пользовались авторитетом П.Бажов, Аграфена Кореванова и др. Словом, молодой Ручьёв попал в достаточно обширную литературную семью. В своем большинстве это были рабочие и выходцы из деревень. Ручьёв в душе считал себя деревенским. Город он полагал своей «второй родиной».

Свою первую книгу Ручьёв назвал «Вторая родина» (1933, издана в Свердловске и в том же году в Москве). В ней чувствуется свой голос, пафос первых пятилеток, искреннее упоение успехами строительства социализма. Тогдашние стихи Ручьёва сейчас читаются как факты трудной, а в восприятии поэта и многие его сверстников романтической биографии. Вместе с тем, при всей своей репортажности и документальности, они лиричны, напевны и задушевны — в них иногда слышны, особенно когда речь идет о рабочих, пришедших на стройку из деревень, есенинские ноты.

В 1934 Ручьёв принимал участие в работе I Всесоюзного съезда советских писателей. После выхода первой книги он стал испытывать нечто вроде творческого кризиса: поэт почувствовал ограниченность словаря, почерпнутого из обыденной речи строителей, трафаретность самих романтических оборотов. Но кризис длился недолго. Циклы «Девушки-подружки» и «Соловьиная пора» — лучшее из написанного Ручьёвым в 1930-е. Народная поэтика, отчасти частушечный ритм, жизнерадостность — вот приметы его новых стихов.

Ручьёв заочно учится в Литературном институте им. М.Горького. К концу 1930-х Ручьёв уже сформировался как оригинальный поэт. Но в 1937 по ложному доносу он был арестован и сослан на Колыму. На некоторое время, придавленный бедой и несправедливостью, стих его замолчал. Когда началась война, Ручьёв стал рваться на фронт. Ему отказали. И вот тут-то, прикоснувшись к общенародному горю, вскипели стихи. «Стихи о далеких битвах» — первые из написанных на Колыме, в февр. 1942. Он писал много — и лирических стихов, и лирическую публицистику, пока, наконец, не перешел к крупному жанру, составившему впоследствии его подлинную и заслуженную славу: он стал писать поэмы. Конечно, ничто из написанного тогда не могло быть опубликовано (автор был осужден).

Поэма «Невидимка» (1942) посвящена войне, как он представлял ее себе по газетным сообщениям, а поэма «Красное солнышко» (1943-45) — людям, лишенным возможности воевать, но остающимся верными своей воюющей Отчизне, несмотря на постигшее их несправедливое наказание. В обеих поэмах, масштабных и глубоко трагедийных, Ручьёв широко прибег к устному народному творчеству. Он использовал при этом и достижения близких ему учителей — поэтов А.Прокофьева (бывшего когда-то редактором его первой книжки) и М.Исаковского. В «Невидимке» главными героями являются партизаны. А в «Красном солнышке» Ручьёв приоткрыл тюремную сторону своей жизни. Перед читателем предстает лагерь, жизнь заключенных, но через всю поэму проходит лирически напряженная и неизменно окрашенная в трагедийные тона патриотическая тема. Естественно, что и «Невидимка» и «Красное солнышко» появились в печати лишь через много лет после войны: «Невидимка» — в 1958, а «Красное солнышко» — в 1960. Эти произведения, хотя и были опубликованы позднее, по праву можно считать явлениями поэзии военных лет.

В 1957 Ручьёв был реабилитирован. В 1958 вышла вторая книга стихов — «Лирика», затем — «Стихи и поэмы» (1963), «Магнит-гора» (1964), «Поэмы. 1933-1962» (1967), «Стихотворения» (1967). Наиболее крупным по замыслу произведением последних лет жизни Ручьёва была поэма «Любава». Главы из нее печатались в различных изданиях начиная с 1958. Ручьёв развернул в своем произведении, автобиографическом по материалу, достаточно объемную панораму жизни, включая и строительство Магнитки, и войну, и послевоенные годы. Отдельной книгой «Любава» вышла в 1963, а в 1967 за поэмы «Любава», «Красное солнышко» и другой поэт был удостоен Государственной премии РСФСР им. М.Горького.

Страница, вписанная Ручьёвым в советскую поэзию, дополняет наши представления о подлинном богатстве литературы советского периода.

А.И. Павловский

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 237-238.