Шпет Густав Густавович [26. 3 (7. 4). 1879, Киев, — 23. 3. 1940, Томская обл.], русский философ-идеалист, последователь феноменологии Гуссерля и философско-исторической концепции Гегеля. Профессор (1918—1923) Московского университета; в 1924 —1929 годы вице-президент Российской академии художественных наук (затем ГАХН). В концепции Шпета универсальное понимание («уразумение») означает отыскание «первых начал» и «принципов» бытия, которые Шпет называл «смыслами», «эйдосами», «идеями». Действительность не просто «дана» в опыте, она, согласно Шпету, «загадана», и обнаружение её смысла достигается через раскрытие интуитивных актов человеческого разума. Интуицию Шпет трактовал в духе рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница: интуитивное «узрение сущности» полностью выразимо и сообщаемо средствами дискурсивных, логических определений, хотя разум изначально усматривает сущность («смысл») так же непосредственно, как непосредственно воспринимаются чувственно данные вещи. Опосредствование есть момент производный, это — описание, доказательство, интерпретация. В сочинении «Внутренняя форма слова» (1927) философия языка предстаёт как основа философии культуры, предвосхищены мн. идеи позднейшей герменевтики (учения об истолковании). Перевёл «Феноменологию духа» Гегеля (опубл. 1959).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения:
Явление и смысл, М., 1914; Филос. наследство П. Д. Юркевича, М., 1915; История как проблема логики, ч. 1, М, 1916; Сознание и его собственник, М., 1916; Филос. мировоззрение Герцена, П., 1921; Очерк развития рус. философии, ч. 1, П., 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии, П., 1922; Эстетич. фрагменты, в. 1—3, П., 1922—23; Введение в этнич. психологию, в. 1, М., 1927.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии