Перейти к основному содержанию
А (98) Б (122) В (63) Г (97) Д (56) Е (23) Ж (12) З (41) И (34) К (196) Л (97) М (118) Н (32) О (26) П (94) Р (79) С (141) Т (56) У (16) Ф (23) Х (13) Ц (9) Ч (22) Ш (35) Щ (3) Э (6) Ю (6) Я (18)

Карсавин, Лев Платонович (30.11 [12.12].1882, Санкт-Петербург - 20.07.1952, поселок Абезь, Коми АССР) — российский историк, религиозный философ, богослов. Из семьи танцовщика и балетмейстера Мариинского театра П. К. Карсавина, старший брат знаменитой балерины Т. П. Карсавиной (1885-1978). По материнской линии — внучатый племянник философа-славянофила А. С. Хомякова. Окончил с отличием 5-ю петербургскую гимназию (1901) и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1906). Тема дипломного сочинения: «Аполлинарий Сидоний как представитель падающей Римской империи и как исторический источник». Продолжил занятия на университетской кафедре всеобщей истории (у И. М. Гревса), одновременно с этим преподавал (в гимназиях, Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица, на Высших женских курсах, в Филологическом институте и Политехникуме).

В 1910—1912 годы стажировался за границей (Париж, Рим, Портофино, Флоренция). С июня 1912 года — приват-доцент Санкт-Петербургского университета (с 1918 года — экстраординарный профессор), опубликовал (1912) и защитил (12 мая 1913 года) магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в XII—XIII веках». Одновременно преподавал (история Средних веков, различные курсы по церковной истории) в Историко-филологическом институте (с 1914 года — его инспектор), на Высших женских курсах, Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева и Высших курсах П. Ф. Лесгафта. Опубликовал (1915) и защитил (27 марта 1916 года) докторскую диссертацию «Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии», в которой особое внимание уделил ранней истории ордена францисканцев. Автор ряда статей и книг по средневековой европейской истории: «Из истории духовной культуры падающей Римской империи: (Политические взгляды Сидония Аполлинария)» (1908); «Римская церковь и папство до половины II века» (1910), «Монашество в средние века» (1912), «Мистика и ее значение в религиозности средневековья» (1913), «Вальденсы до 1218 года (Развитие организации иерархического принципа в секте по новым исследованиям и источникам)» (1914) и др. Написал около 70 статей для «Русского биографического словаря» (под ред. А. А. Половцова) и «Нового энциклопедического словаря» (под ред. К. К. Арсеньева). После защиты докторской диссертации отошел от занятий медиевистикой (в том числе из-за сложных отношений с Гревсом), обратившись к общефилософским и религиозным темам, принимал активное участие в деятельности Вольной философской академии (Вольфила). Среди работ этого периода: «Католичество», «Культура средних веков» (обе 1918), «Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире и человеке» (1919), «Введение в историю: Теория истории» (1920), «Noctes Petropolitanae» (1922), «Восток, Запад и русская идея» (1922). В ноябре 1922 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выслан из Советской России (на пароходе «Preussen», так называемом философском пароходе). Жил в Берлине (1922—1926; читал лекции в руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии и Русском научном институте) и в Кламаре, близ Парижа (1926—1927).

В этот период активно сотрудничал с евразийским движением, был одним из ведущих идеологов его левого крыла, опубликовал сочинения «Диалоги», «Философия истории», «Джордано Бруно» (все 1923), «О началах (Опыт христианской метафизики)» (1925). В 1927 году, отклонив приглашение Оксфордского университета, переехал в Литву, избран ординарным профессором Каунасского университета (ноябрь 1927 года, преподавал с 1928 года). Быстро овладел литовским языком, читал общие и специальные курсы по истории, занимался литовской палеографией, опубликовал работы по философии истории «ΠΕΡΙ ΑΡΧΩΝ» (1928; в Мемеле (ныне Клайпеда), на немецком языке) и «Istorijos teorija» («Теория истории», 1929; в Каунасе, на литовском языке). К 1930 году окончательно порывает с евразийцами, работает над оставшимся незавершенным фундаментальным трудом «История европейской культуры» (на литовском языке; в 5 т., 1931—1937; рус. пер. т. 1, 2006), публикует философские сочинения «О личности» (1929) и «Поэма о смерти» (1931). После включения Литвы в состав СССР (1940) вместе с университетом переехал в Вильнюс. В период немецкой оккупации (1942—1944) работал над итоговым сочинением литовского периода (в оригинале не имеет заглавия; известен под условным названием «Метафизика истории»). В 1946 году уволен из университета, сотрудник (с 1944 года) и директор (с 1947 года) Вильнюсского художественного музея.

В июле 1949 года арестован, в марте 1950 года осужден по обвинению с связи с евразийским движением и подготовке к свержению советской власти. В тюрьме и лагере писал стихи, создал ряд небольших религиозно-философских сочинений; организовал кружок заключенных, в котором обсуждались темы искусства, философии, религии (известно по опубликованным заметкам его ученика и последователя А. А. Ванеева). Умер от туберкулеза. До конца 1980-х годов работы Карсавина находились в СССР под фактическим запретом, несмотря на это его влияние испытал ряд отечественных историков и философов (А. Я. Гуревич, С. С. Хоружий и др.).

С. Г. Mepeминский.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 226-227.

Сочинения:

Религиозно-философские сочинения / Сост., вступ. ст.: С. С. Хоружий. Т. 1. М., 1992; Феноменология революции. Тверь, 1992; Сочинения / Сост., предисл., примеч.: С. С. Хоружий. М., 1993; Малые сочинения / Сост., науч. подгот. и коммент.: С. С. Хоружий. СПб., 1994; Российская историческая мысль: Из эпистолярного наследия Л. П. Карсавина: Письма И. М. Грев- су (1906-1916) / Подгот.: А. К. Клементьев, С. А. Клементьева; под ред. А. Л. Ястребицкой. М„ 1994; Архив Л. П. Карсавина. Вып. 1—2. Вильнюс, 2002—2003; Избранное / Сост.: Е. Л. Петренко. М., 2010. Библиогр.: Лев Платонович Карсавин: Библиография / Сост. А. К. Клементьев, предисл. Н. А. Струве. Париж, 1994.

Литература:

Ванеев А. А. Два года в Абези. Брюссель, 1990; Казарян А. Т. Карсавин // Православная энциклопедия. Т. 31. М., 2013. С. 341-357; Контексты Л. Карсавина. Вильнюс, 2004; Ласинскас П. Лев Карсавин: Универсальная личность в контексте европейской культуры. М., 2011; Ме- лих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003; Русские философы в Литве: Карсавин, Сеземан, Шилкарский / Сост., подгот. к публ., вступ. ст.: В. И. Повилайтис. Калининград, 2005; Хоружий С. С. Карсавин // Большая российская энциклопедия. Т. 13. М„ 2009. С. 221; L. Karsavin et la pensee russe du XXе siecle. Paris, 1996; Siclari A. D. L'estetico e il religioso in L. P. Karsavin. Milano, 1998; Idem. I sonetti di L. P. Karsavin. Storia e metastoria. Milano, 2004.