Митроцкий Михаил Владимирович + 01.10.1937

Митроцкий,    о.    Михаил    Владимирович (11.08.1883—18.09[1.10]. 1937), прот., политический и общественный деятель, активный участник монархического движения, депутат IV Государственной Думы.

Окончил Холмскую ДС (1904) и Киевскую ДА со степенью кандидата богословия (1908). В том же году принял духовный сан. Был назначен законоучителем Острожской гимназии, затем переведен в Киев на должность епархиального миссионера. Видный проповедник. С 21 янв. 1912 служил в церкви м. Медведина Каневского у. Киевской губ. Являлся членом Союза Русского Народа (СРН), в 1910 избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. Член-сотрудник, а затем действительный член Киевского Клуба Русских Националистов. В 1912, в возрасте 29 лет, был приглашен для занятия профессорской кафедры в Киевской духовной академии, но ввиду избрания его в члены Гос. Думы от Киевской губ. от преподавательской деятельности отказался. В Гос. Думе выступал по вопросу русско-польских отношений, против влияния различных сект, в защиту интересов Православной Церкви. Состоял секретарем комиссии по вероисповедным вопросам, избирался в комиссию по народному образованию, являлся членом комиссии по старообрядческим делам. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически и церковно-настроенных мирян (т. е. монархистов-черносотенцев) является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Борец за народную трезвость. Редактор ежемесячного журнала «Отрезвление», издававшегося в С.-Петербурге в 1914. В годы Первой мировой войны являлся священником лазарета Гос. Думы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов (август 1915) остался в наиболее консервативной ее части под председательством П. Н. Балашева. В 1916 назначен членом церковного управления на оккупированных областях (Галиция) при архиеп. Евлогии (Георгиевском). Являлся автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (янв. 1917), охарактеризованной Государем как «достойная внимания». В «Записке» обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Гос. Думы (Прогрессивного блока), земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции.«Во имя блага Отечества, во имя победы над врагом», Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или, «по причине ее абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя», вовсе распустить Думу.

После революции служил в сане протоиерея в Крестовоздвиженской церкви Петрограда (с 1 янв. 1918), преподавал на Богословских курсах при Введенской церкви на Петроградской стороне. С 19 апр. 1921 — ассистент кафедры сравнительного богословия, а с 23 нояб. 1923 — преподаватель кафедры церковного проповедничества Петроградского Богословского института (ПБИ). В это же время руководил миссионерским кружком. После закрытия ПБИ вместе с прот. П. П. Аникеевым руководил богословским кружком при Крестовоздвиженской церкви. В 1924—1925 читал догматическое богословие на богословских курсах центрального городского района, а с 1925 — на Высших богословских курсах. В это же время о. Михаил активно боролся против церковного обновленчества. При этом, как утверждал архим. Феодосий (Алмазов), именно петроградские священники действовавшие, через прот. Митроцкого, убедили митр. Сергия (Страгородского) войти в контакт с большевиками, «дабы парализовать предательскую работу обновленцев, которые в связи с голодом дали особые заверения, напечатанные в газетах, перед ЦК партии коммунистов», и подписать печально известную декларацию. Однако в том же 1927 он был арестован и репрессирован, став узником Соловецкого лагеря (1927—1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В.Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть ее доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой.«Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут ее опорой, какой были мученики первых веков».

31 дек. 1929 был «арестован» прямо на Соловках и перевезен из Соловецкого лагеря в г. Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). По новому приговору (10 мая 1931) получил расстрел с заменой 10 годами заключения. Был возвращен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 он проживал у брата, священника А. В. Митроцкого в с. Домкино Фировского р-на Калининской обл. В авг. 1937 был в очередной раз арестован и по приговору тройки УНКВД Калининской обл. от 29 сент. 1937 был приговорен к высшей мере наказания «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат. Посмертно реабилитирован (1989).

А. Иванов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Рубрика: